Анализ Российского рынка бетонной техники в январе-сентябре 2015 года

По мнению многих ведущих экономистов нашей страны, рынок "нащупал дно" и самое плохое, что могло произойти – уже произошло. Однако после анализа динамики ввоза в Россию спецтехники можно предположить, что ситуация еще не преодолела минимальный порог. В настоящем материале хотелось бы более тщательно подойти к анализу российского рынка бетонного оборудования, а именно бетонных заводов и стационарных бетононасосов, производительностью свыше 30 куб.м/час. Кроме того, в обзор также включена самоходная техника, среди которой выбрали самую востребованную: автобетононасосы и автобетоносмесители.

Анализ Российского рынка бетонной техники в январе-сентябре 2015 года

Бетонные заводы

Начнем с бетонных заводов производительностью свыше 30 кубометров в час. По итогам первых девяти месяцев текущего года в Россию было ввезено 97 единиц соответствующего оборудования, что практически на 70% меньше аналогичных значений 2014 года. О снижении активности также говорит и число импортируемых брендов, которое сократилось с 77 до 37 иностранных компаний-производителей. Несмотря на это тандем представителей Турции сохраняет за собой лидирующие позиции, хотя они и поменялись местами. По итогам трёх кварталов 2015 года (с января по сентябрь) на первое место вышла марка MEKA, чей объём поставок на российский рынок снизился на 62,3%. Недавний лидер поставок бетонных заводов в Россию – компания ELCON опустилась на второе место за счет ещё большего падения. Импорт оборудования этого турецкого производителя снизился на 75,6%. Шедшие вслед за ними Liebherr и Elba, которые занимали год назад 3 и 4 позиции соответственно, по итогам рассматриваемого периода ввезли только три бетонных завода на двоих.

Бетононасосы

Импорт стационарных высокопроизводительных бетононасосов, производительностью свыше 30 кубических метров в час, на протяжении 2011-2013 годов показывал достаточно стабильные объемы, однако уже в 2014 году наметилась тенденция к сокращению поставок. По итогам первых девяти месяцев текущего года ввоз и вовсе упал сразу на 79%. Прошлогодний лидер рынка и один из ведущих мировых производителей техники для работы с бетоном – компания Putzmeister – заняла в рейтинге крупнейших импортеров стационарных бетононасосов в рассматриваемом периоде только четвертую позицию. Причем объемы ввоза этой немецкой марки упали в 12 раз. На первую позиции по данным показателям вышла китайская корпорация SANY. Стоит напомнить, что еще в 2012 году произошло слияние Putzmeister и Sany. По словам представителей компаний обеих компаний, оно было выгодно обеим компаниям: Putzmeister в результате данной сделки получили преемника с высоким уровнем капитализации, а Sany – новейшие инженерные решения и европейскую систему качества.

Автобетоносмесители

Не лучшим образом обстоят дела и на рынке мобильной техники для доставки и подачи бетона. Начнем анализ самоходной техники с наиболее ёмкого из рассматриваемых рынков, а именно с автобетоносмесителей. Импорт данных машин начал сокращаться уже с 2013 года, а за период с января по сентябрь 2015 года падение составило 75%. Что касается непосредственно машин, то тут явное преимущество за шасси, произведённых в Азии. По итогам первых девяти месяцев 2015 года доля базовых машин азиатских производителей, на которые устанавливается бетоносмесительное оборудование, оказалась на уровне чуть менее 80%. Если же взять прошлогодние показатели за аналогичный период, то там эта цифра достигала 86%. Если рассматривать по конкретным маркам, то в этом году основным базовым шасси являются машины китайский производителей, в частности Shaanxi и Faw. Из европейских машин наиболее востребованными для данных целей являются автомобили Iveco.

Так же хотелось бы несколько слов сказать и об отечественных предприятиях, выпускающих автобетоносмесители. За период с января по сентябрь 2015 таковых оказалось всего два: ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов» и ООО «КОМЗ-Инвест». Падение спроса сказывается и на них. За первые девять месяцев текущего года выпуск их продукции снизился на 55,6% по сравнению с аналогичными значениями прошлого года. Хотя на двоих эти предприятия выпустили более 520 единиц рассматриваемой техники.

Анализ Российского рынка бетонной техники в январе-сентябре 2015 года

Автобетононасосы

Наименее ёмким и наиболее пострадавшим оказался сегмент автомобильных бетононасосов. По итогам рассматриваемого периода объемы импорта данных машин в Россию сократились на 84,5%. Такое падение сказалось и на расстановку сил. Несмотря на почти трехкратное падение поставок в Россию, на первую позицию вышел немецкий Putzmeister. Два южнокорейских производителя, ранее также входивших в тройку лидеров, ввезли только по четыре автомобиля, оборудованными бетононасосами.

В России выпуском автобетононасосов занимается только ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов», объемы выпуска которого с семи единиц техники в январе-сентябре 2014 упали до пяти машин за аналогичный период этого года.

Что в итоге

В целом, ситуация на рынке импортного оборудования для роботы с бетоном остается довольно сложной. И если апрельские события давали надежду и некоторые компании прогнозировали скорое преодоление кризисных явлений, то начиная с июня эти оптимистические настроения расстаяли. Доллар вновь начал укрепляться по отношению к рублю, что вызвало очередную волну беспокойства, а августовские события, связанные с девальвацией Юаня, только больше запутали не только биржевых игроков, но и участников строительного, да и многих других рынков. Все это еще раз подчеркивает неоднозначность и сложность текущего кризиса, который в течение всего 2015 года преподносил не один сюрприз. Да и анализ глобального рынка строительного оборудования показывает, что ждать резкого улучшения ситуации в начале следующего года совсем не приходится.

Андрей Ловков
коммерческий директор ID-Marketing

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация