ЧТЗ представляет трактор Т 11*

Эта машина трудится на строительстве олимпийских объектов в Сочи – столице будущей зимней Олимпиады 2014 г. Гусеничный бульдозер среднего класса, сделанный на базе трактора Т 11, был впервые представлен в марте 2007 года.

На выставке заводской техники эта машина с ярко-желтым пластиковым капотом и кабиной смотрелась игрушечной. Но это мощная производительная машина настолько управляемая, что способна с филигранной точностью закрыть отвалом спичечный коробок или снять пену с воздушного шарика. К подобным "шоу" главный конструктор ООО "ГСКБ ЧТЗ" Сергей ГУСЕВ относится с пониманием – ведь этим не только развлекают зрителей, но и демонстрируют возможности машины.

–Сергей Артурович, от чего зависит объем работ по проектированию трактора? Сколько человек работало над созданием трактора Т 11? Ведь от первых набросков этой машины до выпуска экспериментального образца прошло меньше полугода. Специалисты говорят, что это рекордные сроки…
–Действительно, мы работали по-настоящему в авральном режиме. Можно сказать, что машину создавал почти весь коллектив. Объем работ по трактору зависит от того, как глубоко разрабатываются узлы машины. Или это модернизация существующего образца, или создание принципиально новой машины. Можно создать машину и на базе покупных узлов. Это довольно распространено в мире: не изготавливают сами, а берут готовый двигатель, трансмиссию. В каждом таком случае будет нужен разный коллектив.В нашем ГСКБ девять конструкторских отделов: компоновки, трансмиссии, несущих систем и ходовой части, внешнего оформления, моторных установок, гидроприводов, электрооборудования и др. Все отделы принимали участие в создании Т 11.
Помимо Т 11 они заняты разработкой, испытаниями, доводкой, постановкой на серийное производство и обслуживанием серийного производства целого ряда тракторов и инженерных машин различных тяговых классов и назначения. Кроме конструкторских подразделений в состав ГСКБ входит испытательный центр, который испытывает всю новую технику и новые узлы, устанавливаемые на серийные машины. Большой объем работ был выполнен коллективом опытного завода, трудились прессово-сварочный завод и другие подразделения ООО "ЧТЗ – УРАЛТРАК".
–Первое, что выделяет трактор Т 11, даже среди образцов новой отечественной техники, это его дизайн и облицовка. Широкое применение пластика – это стремление "догнать и перегнать Америку" или техническая необходимость?
–Впервые в мире на промышленном гусеничном тракторе так широко применены стеклопластиковые узлы. Все основные детали капота, крыши кабины, облицовки выполнены из пластиковых элементов. Пластик прочен и позволяет создать необычную красивую форму, при этом обеспечив лучшую обзорность, удобство работы оператора. Мы получили возможность легкого откидывания створок капота. Сейчас, чтобы получить доступ к двигателю, достаточно откинуть одну деталь. При стальных листах это было сделать невозможно – они слишком тяжелые, поэтому надо было снять или откинуть 3-4 детали капота. К тому же пластик обладает высокими теплоизоляционными свойствами (при работе зимой в условиях Севера это немаловажно), а также является хорошим звукопоглощающим материалом. Конечно, сейчас пластик стоит дороже стали. Но он не гниет, не ржавеет и цена его постоянно снижается. Разработанный дизайн с использованием высокопрочных пластиковых элементов мы хотим распространить и на наши трактора других тяговых классов.
–Но ведь ваш завод не делает пластик. Не планируется ли на ЧТЗ в ближайшем будущем открытиеновой линии по производству пластика?
–При нашей работе в первую очередь рассматривается техническая возможность и экономическая целесообразность принимаемых решений. Мы думали об изготовлении пластиковых деталей на нашем предприятии. Но пришли к мнению, что лучше, если каждый станет заниматься своим делом. Ведь существуют специализированные заводы, где есть необходимое оборудование, технология и т.д. Пластик мы заказываем у нескольких российских производителей. Мы не сможем обеспечить высокий мировой уровень, изготавливая все детали трактора на нашем заводе. Например, распределитель у нас итальянский. Не потому что мы не патриоты, а потому что в России, на мой взгляд, еще нет соответствующего по качеству гидравлического оборудования для нашей отрасли.
–Чем отличаются основные характеристики трактора Т 11 от его предшественника Т 10М, который последние пять лет выпускается заводом серийно?
–Во-первых, у них много общего. Начнем с того, что они одного типа, тягового класса 10. Мощность двигателя трактора не изменилась, как и сам двигатель, и гидротрансформатор. И в принципе все тракторы на сегодняшний день по тяговым классам имеют примерно одинаковые параметры. В Т 11 использована большая часть узлов Т 10М (Т 10М2), он стал базой для его создания. Здесь также применены вынесенная ось качания тележек ходовой части и планетарный бортовой редуктор. А вот пропорциональный итальянский распределитель, который в базовой модели устанавливался по заказу потребителя, в новой является основной опцией. При этом оборудование стало работать намного точнее и эффективнее. Изменилось управление, оно стало легче и удобнее. Лучше стала обзорность, которая тоже, естественно, сказалась на повышении эргономических параметров трактора. Еще одно отличие – применение силовой рамы капота, на которой крепятся все узлы, которые раньше устанавливали на двигателе. В тракторе Т 11 двигатель получился открытым, к нему удобный легкий доступ, и теперь можно заменить двигатель одного типа другим, практически не меняя компоновку машины. Как было раньше? Начнем менять двигатель – и выстраивается целая цепочка дополнительных действий: надо было закрепить воздухоочиститель, глушитель. В тракторе Т11 они находятся на единой раме. Теперь на эту машину, практически не меняя ничего, мы можем поставить один из трех типов двигателей: ЯМЗ 236 Н-3, Cummins ВТ-8,3, 6Т370. Начали ставить в трактор двигатель Cummins QSB-6.7, соответствующий стандарту Тир 3 (Евро 4), который сейчас испытывается на нашем полигоне. Тут очень много удобных вещей, которые в комплексе и создают эту машину. Например, откидываемая передняя решетка капота перед радиатором. На последних машинах сейчас мы испытываем отключаемый вентилятор. Это известная система: вентилятор включается только тогда, когда нужно, когда начинается перегрев мотора. Еще одно существенное отличие – крыша кабины оператора. Если на Т 10М это был стальной лист, где размещался только утеплитель, то на Т 11 – крыша выполнена в виде съемного модуля из двух разнесенных пластиковых листов с теплоизоляцией между ними. Крыша имеет несколько модификаций. Стандартный общепромышленный вариант – это крыша, где выполнены требования по эргономике, установлены щитки выключения приборов, есть магнитофон, аварийный люк и т.д. Более дорогой вариант – с кондиционером, дополнительным вентилятором и др. Саму крышу, которая крепится 6-8 болтами, при необходимости можно легко заменить на другую. Кабина на Т 11 легко откидывается. Мы быстро можем ее поднять и получить практически полный доступ к узлам гидропривода и трансмиссии. Раньше на тракторе для этих целей нужно было выполнить целый ряд трудоемких операций.
–Коснулись ли изменения трансмиссии?
–Мы сейчас как раз работаем над этим, есть определенные наработки. Основное направление наших работ – это модульный мост. Есть варианты работы трансмиссии с так называемой "гидростатической подкруткой», которая позволит получить любой радиус поворота трактора за счет гидростатики. На Западе такие тракторы есть, но на таких классах, как Т 11, подобные устройства применяются на отдельных опциях. Я думаю, к концу года мы такую машину получим и испытаем. Пока трансмиссия кардинально не изменилась. На выпускаемых тракторах стоит трансмиссия, которая прошла проверку временем, она надежная, простая, ее можно разобрать в полевых условиях. А вот управление трансмиссией в Т11 поменялось, стало более удобным и легким.
–Есть ли отличия в обслуживании тракторов Т 10М и Т 11?
На Т 11 по заказу потребителя могут устанавливаться специальные диагностические выходы, которые подключены к наиболее важным узлам. С помощью переносного тестера с них снимаются показания по работоспособности узлов трактора. При этом значительно сокращается время на определение причин выхода узла из строя. Преимущество обслуживания наших тракторов еще и в том, что имеется развитая дилерская сеть с большим количеством запчастей. Эти запчасти есть буквально в любом регионе, в достаточном для ремонта количестве. Ведь дело в том, что трактор нужно рассматривать не так, как современный легковой автомобиль, ремонт которого возможен только в сервисном центре. Наши тракторы зачастую работают в сложных условиях: в Сибири, на Дальнем Востоке, на газовых месторождениях, в лесной промышленности и т.д. То есть там, где в принципе механик или тракторист находятся на большом удалении от сервисного центра. Поэтому они должны иметь возможность сами ремонтировать трактор. Наши машины ремонтнопригодны. При поломках импортных тракторов, длительное время работающих в подобных суровых условиях – а трактор ломается, это агрегат, он не может не ломаться – отремонтировать их зачастую бывает проблематично.
–Стало известно, что сейчас ваше ГСКБ работает над новой моделью трактора Т 13, который планируется продемонстрировать в июне в Москве.
–Над Т 13 мы начали работать не так давно, в начале года. Его базой станет трактор Т 12, который у нас «поставлен на поток». Оба они одного тягового класса – 15. Многие узлы базовой модели будут использованы. Работы идут успешно. Первый трактор Т 13 начинаем изготавливать в марте и представим его летом, в Москве, во время проведения выставки строительной техники и технологий «СТТ-2008». Планируется постановка этого трактора на серийное производство. Технические решения по использованию пластиковых узлов аналогичны трактору Т 11. И в Т 11, и в Т 13 в сравнении с базовыми тракторами есть четыре основных преимущества: эти машины повышенного технического уровня и надежности; кардинальное улучшение условий труда оператора; высокая точность и оперативность при выполнении землеройных работ; простой доступ ко всем узлам и агрегатам трактора при техническом обслуживании и ремонте. Т13 в сравнении с Т11 – трактор другого тягового класса. Это не только повышенная мощность двигателя и масса трактора, но и возможность разработки новых грунтов, повышения производительности выработки и эффективности этой машины.
–Основные направления работ вашего конструкторского бюро идут в тяговых классах тракторов 10 и 15. С чем это связано? Можно ли унифицировать узлы тракторов различных тяговых классов?
–По оценке экспертов, около 60% тракторов в мире, пользующихся спросом у потребителя, относятся именно к этим классам. Больше, конечно, к тяговому классу 10. Остальная техника, большего или меньшего класса, конечно, существует, но она пользуется гораздо меньшим спросом. Мы вообще разрабатываем ряд новых тракторов различных классов. Для близких тяговых классов могут быть разными двигатели и трансмиссии, но, например, кабины, параметры которых определяются посадкой водителя и гидравлическим управлением навесным оборудованием, а также ряд других узлов, могут быть унифицированы.

*Статья написана в 2008 году

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация