Экологичные движители

Ходовые системы машин развиваются по своим законам. Экономичность, надежность, безопасность, для части движителей проходимость долгое время определяли выбор конструктивных решений колес, гусениц и других видов движителей. По мере развития экологических проблем усиливается необходимость щадящего воздействия на почвы внедорожной техники. Реальные изменения в отношении к окружающей среде происходят через массовое осознание необходимости этих изменений. Продолжение этого осознания оформляется в соответствующие законодательные природоохранные акты. Сегодня ощущается большая недостаточность экологического образования населения. По многим вопросам уровень знаний, понимания, воспитания просто примитивный. Экологические проблемы требуют участия и специалистов, и всего населения.

Российская дорожная проблема в большой своей части состоит в том, что на огромных территориях постоянная плотная дорожная сеть нецелесообразна. (Плотность дорожной сети определяется отношением длины дорог к площади территории.) Это и не хорошо, и не плохо — это объективная реальность, в основном продиктованная климатическими условиями. Плотность населения на большей части территории страны сравнительно низкая, и, соответственно, плотность дорожной сети тоже низкая. Это специфика России и других стран, имеющих большие пространства, неблагоприятные для проживания. Здесь нужны другие решения. Не случайно в Канаде родились снегоболотоходы на резинометаллических гусеницах, широко используются летом легкие колесные плавающие вездеходы «джиггеры», зимой мотонарты. Такая техника находит применение и в России.

Развитие дорожной сети в нашей стране и внедорожной техники — это должны быть две гармоничные составляющие одного целого — территории, которую занимает Россия. Основные грузопотоки должны осуществляться по дорогам. А там, где строительство и содержание дорог не оправдано, их не будет. Воспринимать бездорожье как явление временное, как результат бесхозяйственности во многих случаях ошибочно.

Для работы на бездорожье нужны специальные внедорожные машины. Автомобили повышенной проходимости, сельскохозяйственные тракторы, армейские гусеничные транспортеры частично решают проблему, но очень разрушительно действуют на почву. Специальной технике, учитывающей экологические требования, до сих пор уделяется мало внимания. Но перспектива внедорожной техники — в уменьшении ее разрушающего действия на почву и растительность. Сколько времени потребуется на осознание проблемы населением, сколько земли надо испортить, чтобы вне дорог для выполнения необходимых работ использовались машины с экологичными движителями?

Бездорожье разнообразно и может меняться с изменением температуры окружающего воздуха. Поэтому специальные внедорожные машины, особенно их движители, тоже нужны разнообразные, в отличие от колес, ориентированных на хорошие дороги. Универсальные внедорожники частично оправданы в армии. В коммерческом плане более высокие результаты показывают специальные машины.

Сама поездка в условиях бездорожья существенно отличается от аналогичной поездки по хорошей дороге. Прогноз погоды, выбор оптимального транспортного средства, больший объем подготовительных работ, включая создание необходимой инфраструктуры, усиленное информационное обеспечение, страховки, в результате более высокая стоимость тонно- и пассажиро-километра — всё это естественные составляющие передвижения вне дорог.

Кроме транспортной есть другая крупная составляющая проблемы экологичных движителей — растениеводство, включающее лесное хозяйство. Это касается уже всех стран. Современные движители, используемые в сельском хозяйстве, в том числе и резиновые гусеницы, не решают проблему до конца. Удается несколько понизить удельное давление на грунт, но ширина гусениц, колес тем более, остается большой. Часть взошедших растений вытаптывается. Для уменьшения числа проходов машин по полю операции по обработке почвы, уходу за растениями совмещаются, мощность и вес сельскохозяйственных тракторов увеличиваются. И движение такого трактора по полю аналогично работе дорожного катка.

Работы в лесу: лесозаготовки, уход за деревьями — тоже требуют экологичных движителей. Особенно категорично это требование для лесов, растущих на склонах. Существующая сегодня техника мало отвечает требованиям лесного хозяйства. Внедорожная техника в силу большого разнообразия грунтов, климатических условий, рельефа местности, характера грузов и т. д. может быть очень-очень различной. Для примера назовем некоторые перспективные направления решения проблем передвижения без дорог:
— для традиционных движителей сохранению почв может способствовать электронный контроль за буксованием, т. е. выдерживание заданного режима вращения колес и гусениц по аналогии с антиблокировочной системой торможения колес автомобилей;
— мягкие гусеницы успешно применяются при движении по слабым грунтам и дорогам с уменьшением стоимости и повышением долговечности — это очень перспективные ходовые системы;
— шагающие и комбинированные машины, особенно для пересеченной местности и горных условий, на новом уровне развития электроники весьма интересны;
— одним из самых варварских движителей по отношению к почве является шнек, но при движении по снегу и льду почва от него не страдает;
— в полной мере продолжать учитывать и использовать сезонный фактор. Зимние дороги (зимники) нужны будут и в будущем.

Придя к выводу о необходимости гармоничного сочетания дорог и бездорожья, особенно на территории нашей страны, предлагается: для работ вне дорог особое внимание обратить на движители, дорабатывать требования к ним, стимулировать творческую мысль на создание и совершенствование экологичных движителей.

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация