Идеи Генри Форда в тезисах

Сто лет назад – в начале ХХ века Генри Фордом были разработаны принципы организации производства, не потерявшие своей актуальности и в XXI веке. О том, как Генри Форд создавал своё предприятие читайте в начале статьи "Идеи Генри Форда живут и побеждают". В этой части мы предлагаем ознакомиться с основными тезисами развития "по Форду".

1. Администрация и специалисты:

  Поменьше административного духа в деловой жизни и побольше духа в администрации.
  В производстве каждый ответствен за свою работу: начальник бригады отвечает за подчиненных ему рабочих, начальник мастерской – за свою мастерскую, заведующий отделением – за свое отделение, директор – за свою фабрику. Во главе фабрики стоит один-единственный руководитель.
  У руководителей не должно быть титулов: большинство людей могут осилить работу, но легко дают титулам свалить себя.
  Когда встречается истинный вождь, являющийся в то же время обладателем титула, то приходится справляться о его титуле у кого-нибудь другого: он сам не выставляет его напоказ.
  Вредно разделение ответственности между различными титулованными лицами; это нередко заходит так далеко, что уничтожается вообще всякая ответственность.
  Фабрики Форда не приглашают компетентных лиц; каждый поступающий должен начинать с нижней ступени рабочей лестницы: главный директор "Ривер – Руже" первоначально был "изготовителем образцов".
  Большое здание для управления может быть иногда и необходимо, но при виде его просыпается подозрение, что здесь имеется избыток администрации.
  Все умные люди доказывали, что двигатель внутреннего сгорания не может конкурировать с паровой машиной. Умные люди в точности знают, почему нельзя сделать того-то и того-то: они видят пределы и препятствия. Потому фордовские предприятия никогда не берут на службу чистокровных специалистов.
  На фабриках Форда нет "специалистов". Те, кто считает себя таковыми, увольняются. Никто, хорошо знающий свою работу, не будет убеждать себя, что знает ее досконально.
  Хорошо знающий работу настолько ясно видит ошибки и возможности их исправлений, что неустанно стремится вперед. Но если довериться "специалисту", то бывают вещи, которые кажутся неисполнимыми.
  Правильный путь опыта, правильный путь технического образования должны по праву расширять кругозор и ограничивать число невозможностей.

2. Конструкция и опыт
  Цель – простота.
  Следует брать что-либо, доказавшее свою пригодность, и устранить в нем все лишнее, упрощая необходимое.
  Лишний вес в конструкции так же бессмыслен, как значок на кучерской шляпе. На бесполезный вес конструкции тратится сила, и на миллионные   суммы расточается энергия. Тяжесть полезна разве только в паровом катке, и больше нигде.
  Бедность в значительной степени происходит от перетаскивания мертвых грузов.
  Все детали обдумываются заранее. Прежде чем строить, сперва вычерчивается план, в котором каждая деталь разработана до конца, иначе во время работы теряется много материала и отдельные части в конце концов не подходят друг к другу.
  Многие изобретатели терпят неудачи, потому что не умеют проводить различие между планомерной работой и экспериментированием.
  Если конструкция изделия изучена и разработана основательно, то изменения в самой конструкции потребуются очень редко и через большие промежутки времени. Между тем изменения в способах производства, наоборот, будут происходить очень часто и выяснятся сами собою.
  Так как приводные ремни большей частью являются причиной несчастий с людьми, то при всех новых конструкциях у Форда каждая машина имеет свой собственный электромотор.
  Следует непрестанно производить опыты применения новых идей. Если идея оказывается действительно хорошей или хотя бы открывает новые возможности, следует всячески ее испытать. Но от этих испытаний еще бесконечно далеко до изменений. Большинство фабрикантов охотнее решаются на изменение в производимых продуктах, чем в методах их производства, но следует делать как раз обратное. Однако лучше приложить все силы для усовершенствования хорошей идеи, вместо того чтобы гнаться за другими, новыми идеями.
  Форд, работая почти 15 лет над созданием трактора, стремился к тому, чтобы каждая часть трактора была возможно более прочной и способной к сопротивлению разрушению, число частей – по возможности меньше, а целое (трактор) – изготовлялся в большем количестве. Этот принцип должен применяться к любой разработке.
  В промышленной школе Форда мальчики занимались треть дня в классе и две трети в мастерской. Однако это оказалось неблагоприятным для успеха; в настоящее время образование мальчиков ведется по неделям: одну неделю в школе и две в мастерской. Учебником служит фабрика Форда.
  Чужие успехи кажутся легко достижимыми – это роковое заблуждение. Наоборот, неудачи всегда очень часты, а успехи достигаются с трудом. Неудачи получаются в результате покоя и беспечности; за удачу же приходится платить всем, что у тебя есть, и всем, что ты есть.

3. Организация производства
  В основу организации производства должна быть поставлена не прибыльность, а производительность и качество, только тогда может быть организовано настоящее дело, в выгодности которого не придется сомневаться.
  При организации производства нельзя в один день разрешить все вопросы и разработать все планы, на это требуется неограниченное количество времени.
  Самый экономный метод производства в будущем будет состоять в том, что производство сложного изделия не будет сконцентрировано в одном месте, т.е. не будет изготовляться под одной и той же крышей. Каждая отдельная часть будет производиться там, где она может быть наиболее совершенно и экономно изготовлена, собираться же все части в единое изделие будут в центрах его потребления.
  Жалованье платит нам продукт, а не работодатель; управление же организует производство так, чтобы продукт был в состоянии это делать.
  В неорганизованном производстве рабочий тратит больше времени на поиск и доставку материала и инструментов, чем на работу.
Первейший успех в организации сборки сложного изделия состоит в доставке работ к рабочим, а не наоборот.
  В организованном производстве рабочий во время работы не должен делать более одного шага и совсем не наклоняться вперед или в стороны.
  Во время работы рабочий должен занимать вертикальное положение.
  Необходимо, чтобы рабочий выполнял одну и ту же работу одним и тем же движением.
  На фабриках Форда каждая отдельная комплектующая деталь находится в движении: либо она скользит на больших цепях, прикрепленных выше человеческого роста в последовательном порядке для монтажа, либо движется по транспортерам или под действием силы тяжести. Ни одному рабочему не приходится ничего таскать или поднимать. Для этого существует особый транспортный отдел.
  Были приняты следующие правила при сборке: -а) Инструменты и рабочие располагаются в порядке предстоящей работы, чтобы каждая комплектующая деталь в процессе сборки проходила минимальный путь. -б) Транспортеры и другие транспортные средства должны быть использованы так, чтобы рабочий мог по окончании работы над предметом труда положить его всегда на одно и то же место, которое должно находиться к нему как можно ближе. При возможности должна быть использована сила тяжести для доставки детали следующему рабочему. -в) Сборка должна быть организована так, чтобы подвоз и увоз комплектующих и составных частей происходил в удобные промежутки времени.
  Фордовская фабрика разбита на отделы, в каждом из которых изготовляется одна какая-нибудь часть конечного изделия. В отдел (своего рода отдельная фабрика) поступает сырой материал или отливка, проходит через ряд машин или процессов и покидает свой отдел в виде готового комплектующего. Многие комплектующие изготовляются на чужих предприятиях.
  В хорошо организованном, дифференцированном производстве, где приняты во внимание экономические, территориальные и прочие условия, производство не должна концентрироваться в одном фабричном здании. Оптимальной численностью для одной фабрики является 1000-5000 рабочих. Этим самым разрешается трудная задача – доставка рабочих на место работы и обратно.
  На фабриках Форда ни один процесс не производится вручную, все работы максимально механизированы. За 10 последних лет на предприятиях Форда применение автоматизации в производстве позволило сократить число рабочих в 4 раза, а производительность повысить больше чем в 15 раз.
  Из всего числа машин на фабриках Форда только 10% – специальные машины, остальные – универсальные.
  Даже в текущей работе должна быть основная мысль: "Все можно сделать лучше, чем делалось до сих пор".
  Ежедневный контроль над работой прост и состоит в том, что контролер делит число изготовленных изделий на число рабочих. Уменьшение производительности труда становится моментально заметным.
  Не следует придерживаться традиции, но ничего не надо предоставлять случаю; в таких условиях 90% экспериментов будут удачны.
  Производство должно быть рассчитано на один определенный продукт, если мы желаем хозяйничать действительно экономно. Поэтому производство должно быть специализировано. Ни одна фабрика недостаточно велика для того, чтобы производить изделия двух видов.
  В производстве не должно быть расточительности ни человеческой силы, ни материала. Пышные постройки не могут являться символами успехов, они нередко превращаются в надгробные монументы.
  Нормализация, связанная с большой экономией для потребителя, дает производителю (предпринимателю) огромные прибыли.
  Нормализация представляет конечную фазу в процессе развития. Этот процесс начинается с потребителя и ведет через план к производству в собственном смысле. Важно сохранить в памяти эту последовательность.
  Никогда не следует вводить усовершенствований, которые сделали бы устаревшими прежние модели. В автомобилях Форда части каждого автомобиля могут быть заменены не только частями других экипажей того же типа, но и всяких автомобилей старых и новых систем.
  Сезонная работа означает чрезвычайное обременение рабочего персонала. Только при непрерывной работе персонал усваивает основательно навыки производства.
  В массовом производстве нельзя держать на складах большое количество как сырья, так и готовых изделий. Все должно непрерывно двигаться к нам и от нас. Заминки вызывают огромные убытки.
  Территориальная концентрация промышленности начинает отживать свой век. Это необходимо только в промежуточной стадии развития. Гигантская фабрика не может быть учреждена на маленькой реке. Но на маленькой реке можно построить маленькую фабрику, а совокупность маленьких фабрик, из которых каждая вырабатывает только одну часть, сделает все производство дешевле, чем если бы оно целиком сосредоточилось в одном огромном предприятии. Исключения могут быть для месторождений металлов.
  Миллионный город есть нечто грозное, необузданное. Большой город – несчастье, беспомощное чудовище. Все, что оно потребляет, должно быть ему доставлено. С разрывом сообщения рвется и жизненный нерв. Административные расходы каждого города чудовищно возросли. Современный город расточителен. Сегодня он банкрот, а завтра перестанет существовать.
  Сельское хозяйство должно стать чем-то большим, чем сельское ремесло. Оно должно превратиться в предприятие для производства продовольствия. Фактическая работа на средней ферме будет исполняться всего за 24 дня в году. Остальное время можно будет посвящать другой деятельности.
  Для экономии и сокращения нагрузки на транспорт там, где это возможно, местность, производящая сырье, должна производить и готовые изделия. Зерно должно перемалываться там, где оно произрастает. Область, где распространено свиноводство, не должна иметь право экспортировать свиней, а исключительно свинину, ветчину и шпик. Области должны стать замкнутыми и не ставить себя в ненужную зависимость от железнодорожного сообщения; они экспортируют только излишки.
  Лучше приложить все силы для усовершенствования хорошей идеи, вместо того чтобы гнаться за другими, новыми идеями.

Вот так, Генри Форд видел развитие предприятия и индустрии в целом. А о том, как Генри Форд создавал своё предприятие читайте в начале статьи "Идеи Генри Форда живут и побеждают"

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация