Создание первого в мире автомобиля

В 2014 году исполнилось 245 лет со дня появления изобретения, которое сам автор Н. Кюньо назвал автомобилем. Паровая повозка Кюньо оказалась родоначальницей почти всех наземных самоходов: тракторов, автомобилей, паровозов. И в этом ее огромное историческое значение.

В конце 1769 года в Париже был показан колесный экипаж с паровым двигателем. Создан он был капитаном французской армии Николя Жозефом Кюньо (1725—1804) по заказу военного ведомства. Машина предназначалась для перемещения артиллерийских орудий, требуемая грузоподъемность – до 5 тонн. Автор назвал свое творение «automobile», что в переводе с французского означает «самодвижущийся».

У первого в мире автомобиля было три колеса с железными ободьями: одно впереди и два сзади. Крепкие массивные колеса и под стать им деревянная дубовая рама. Длина машины 7250 мм, колесная база – 3420 мм. Задние колеса крепились к раме без рессор. Переднее колесо, ведущее и управляемое, имело шипы-грунтозацепы. Перед ним – паровой котел. Управлялся автомобиль кочегарами – «шофферами». Один шел впереди машины и подбрасывал в топку уголь из ящика, находившегося под грузовой платформой. Другой, сидя на раме на скамейке, регулировал давление пара. По бокам ведущего колеса два цилиндра диаметром 325 мм. Ход поршней — 378 мм. Движение от них через кривошипы и храповой механизм передавалось на ведущее колесо. Перемещение одного поршня вниз поворачивало колесо на четверть оборота. Одновременно через балансирный рычаг и две цепи другой поршень поднимался в верхнее положение. Автомобиль мог двигаться вперед и назад. Управлять им было нелегко, на переднем поворотном колесе вся тяжесть паровой машины. Благо скорость была небольшой, около 3,5—4 км/ч; на большее не хватало мощности, оценивавшейся примерно в 2 л. с.

Принимающая комиссия не представляла масштаб события. Это потом, через десятилетия, в родословной автомобиля Кюньо окажутся все тракторы, автомобили, паровозы; почти весь современный наземный моторный транспорт. И даже корабли-пароходы, приводимые в действия лопастным колесом.

А пока, в первый день испытаний, шофёры-кочегары не справились с управлением, автомобиль наехал на кирпичную ограду арсенала, родившего его, и показался на соседней улице. Комиссия решала судьбу проекта: «казнить нельзя помиловать». Один из генералов был в восторге: если капитальная кирпичная стена не выдержала, значит, есть в машине сила, необходимая для службы в артиллерии. На этом этапе вопрос решился положительно. Следующие испытания в 1770 году прошли более успешно. После них сделали вывод: «экипаж может быть полезным для французской армии». Были у проекта автомобиля Кюньо и влиятельные скептики, противники. Требовалась серьезная доработка конструкции. Пара в котле хватало лишь на 12—15 минут работы цилиндров. Имели место большие потери тепла. Для остановки самохода требовалось выпускать пар из котла. То есть паровая машина, разработанная самим Кюньо, еще была далека от совершенства.

Вначале кадровые изменения в правительстве, а затем бурные события в стране не позволили продолжить доработку машины. Пионерная работа, отсутствие конкурентов мешали современникам оценить вполне своевременное изобретение.

В 1800 году повозка Кюньо из арсенала была передана в Национальный музей искусств и ремесел в Париже, где и находится в настоящее время.

Появление автомобиля Кюньо вызревало по мере прогресса в освоении двигателя. Повозки (шасси) к тому времени уже широко применялись. А вот двигатель автономный, послушный воле человека, еще только создавался. Это была паровая машина. Идея поставить на повозку двигатель стала витать в воздухе. Материальное ее воплощение требовало высокого уровня производительных сил. Франция была одной из немногих стран, где могли выполнить заказы по изготовлению материалов, узлов и деталей, необходимых для технически сложного по тем временам изделия. Своевременный «госзаказ» по созданию самохода сделал французов пионерами и лидерами в этом виде техники.

Затем инициатива перешла к Англии. У. Мердок (1754—1839), работавший у Д. Уатта (1736—1819), значительно усовершенствовал паровые самоходы. Его ученик Р. Тревитик (1771—1833) вначале в 1802 г. изготовил омнибус. Затем плохие дороги навели на мысль: поставить самоход на железные рельсы, уже применявшиеся на предприятиях в технологическом транспорте с конной тягой. Так в 1803 г. появился паровоз того же Р. Тревитика. В 1855 г. английские фермеры Фаулер и Говард смогли запрячь паровую машину в сельскохозяйственный плуг. Поставили паровой двигатель и на гусеничный ход. В 1888 г. американец Ф. Баттер запатентовал гусеничный паровой трактор.

Закон «красного флага», запрещавший двигаться машинам быстрее пешехода, на несколько десятилетий затормозил развитие самоходов в Англии. Технический прогресс вернулся во Францию и другие страны.

Все это время велось совершенствование двигателей. Вначале фаворитом была паровая машина. Затем появились двигатели внутреннего сгорания, электродвигатели, и в конце 19 – начале 20 веков еще не было ясно, за какими моторами будущее. Все эти двигатели устанавливались на самоходные наземные, водные и воздушные транспортные средства.

Самодвижущаяся повозка Кюньо — это не только первый в мире автомобиль, но и первый в мире трактор. Автомобиль – это самоходное колесное транспортное средство; везет на себе. Трактор – колесное/гусеничное тяговое средство; тянет-толкает. Тяговое усилие, необходимое автомобилю и трактору, совершенно одинаково по своей физической природе. Можно сказать, что в каждом автомобиле имеется трактор, который тянет или толкает экипаж. То есть понятие «трактор» более широкое, чем «автомобиль», и полностью его включающее. Дело, в общем-то, не в названиях, а в сути явления.

Когда самодвижущийся экипаж поставили на очень хорошую ровную (железную) дорогу, получился паровоз. Английское "locomotion", также как и французское "automobile", по сути своей, означают одно и то же – "самопередвижение". Таким образом, благодаря инициативе Н. Кюньо и благоприятным внешним (макроэкономическим) обстоятельствам зародился новый большой класс машин, помощников человека, наземный моторный транспорт.

Для справки:
Николя Жозеф Кюньо родился 23 февраля 1725 года в городке Вуа в семье небогатого крестьянина. Юношей поступил в военную школу и стал офицером австрийской армии, участвовал в боях. В артиллерии Николя заработал авторитет как изобретатель и инженер. В 1762 году он закончил службу в австрийской армии. Жил в Брюсселе, Амстердаме, в 1763 году вернулся во Францию — в Париж. Кюньо знали как хорошего специалиста и приняли во французскую армию в звании капитана. Его труды по теории военного искусства были признаны и изданы. Как конструктор Кюньо создал новое легкое оружие для кавалерии. Еще в австрийской армии Николя начал заниматься исследованиями пара. Разрабатывалась изобретателем «карета, влекомая огнем и паром». И когда в военном ведомстве стал рассматриваться вопрос о повозке для перемещения пушек, проект Кюньо был признан лучшим. В конце 1769 года первый вариант «самодвижущейся» повозки – автомобиля – был изготовлен. Российский историк техники Я. И. Пономарев обращает внимание на сходство ряда конструктивных решений паровых машин Н. Кюньо с ранее созданными машинами И. И. Ползунова (1728-1766).

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация