Гусеничный самоход Блинова

В истории отечественного тракторостроения есть очень важное событие – постройка в конце ХIХ века гусеничного самохода. Эта машина – прообраз современных гусеничных тракторов, а также тягачей, бронемашин — была изготовлена волжским механиком Ф. А. Блиновым (1832—1902) в Балаково Саратовской губернии. Родился Федор Абрамович в с. Никольском той же губернии в семье крепостных крестьян. Работал сначала в кузнице, затем кочегаром и механиком на речных пароходах. Выполнял сложные ремонты моторно-трансмиссионных установок. Здесь созревала идея создания гусеничного самохода для тяжелых работ в сельском хозяй-стве. При ремонте речного парохода родилась оригинальная конструкция двухмоторной силовой установки с разделением мощности по бортам.

Сначала была изготовлена прицепная телега на гусеничном ходу. С помощью купца Канунникова он оплатил пошлину 450 руб., в 1879 г. была оформлена привилегия на «вагон с бесконечными рельсами». Демонстрационные испытания гусеничного прицепа прошли успешно.

Гусеничный самоход Блинова, модель

Гусеничный самоход был построен в 1890—1892 гг. Его конструкция состояла из 5-метровой рамы, посередине которой был установлен вертикальный паровой котел высотой 1,5 м, изготовленный из трубы парохода и работавший на нефти при давлении в 6 атмосфер. По бортам — две тихоходные (40 об/мин) паровые машины общей мощностью 20 л. с., также снятые с парохода. Паровые машины посредством чугунных цилиндрических литых шестерен соединялись с ведущими колесами гусениц. Звенья гусениц изготовлялись из металлических пластин (200х200х10 мм) путем выпиливания. Опорно-поддерживающих колес с каждой стороны было по четыре. Привод от правой паровой машины шел на правую гусеницу, от левой машины -на левую. Это позволяло давать разную скорость гусеницам и поворачивать самоход без дополнительных рулевых колес. Управляли самоходом два человека. Один находился спереди в будке и посредством рычагов управлял паровыми машинами, выбирал направление и скорость движения. Второй размещался за котлом, следил за давлением, обслуживал силовую установку. Такое управление было неудобным, что и проявилось на испытаниях, в том числе демонстрационных. Новая система управления была одной из первоочередных задач изобретателя. Тяговое усилие самохода составляло 1100-200 кгс, что должно было хватить для пахоты несколькими плугами.

Патент на самоходную машину Ф. А. Блинов не оформлял. Коммерческое использование самохода просматривалось только в будущем, а за приоритет надо было платить сейчас. Тем временем в США в 1888 г. Ф. Баттеру был выдан патент на гусеничный трактор с паровым двигателем. Точнее, трактор был полугусеничный, так как кроме гусениц имел колеса, с помощью которых осуществлялся поворот машины. Самоход Блинова был чисто гусеничным. В этом он превзошел трактор Баттера.

Фёдор Блинов видел большое будущее своей машины. Однажды он сказал Я. В. Мамину, что такие машины будут делать колоссальную работу. Естественно, творец стремился отдать людям дело своей жизни. В 1896 г. он привез самоход и другие свои машины, в частности насосы, на Всероссийскую выставку в Нижнем Новгороде. На этой же выставке был показан первый российский автомобиль, изготовленный Яковлевым и Фрезе. "Паровоз для грунтовых дорог, отапливаемый нефтью" — так называлось творение Блинова. Изобретатель хотел заинтересовать своей машиной состоятельных людей, получить средства на доработку конструкции и ее производство. Самодвижущийся экипаж медленный, трудно управляемый, без рабочих орудий еще не был готовым товаром. Предложений о производстве машины не поступило. За "паровоз для грунтовых дорог" вручили грамоту "За трудолюбие". Выставка не оправдала надежд.

Здоровье изобретателя после такой неудачи пошатнулось. Но он верил в свое детище, совершенствовал его, например, готовил на замену паровой машины двигатель внутреннего сгорания. Смерть в 1902 г. прервала работу. Дело отца продолжил сын Порфирий, но из-за болезни и материальных трудностей завершить не смог.

Ученик Блинова Яков Васильевич Мамин пошел другим путем. Он занялся колесными тракторами. В это время на другой стороне планеты несовершенный трактор Баттера был усовершенствован Эдвардсом. Затем Холт заменил паровой двигатель на бензиновый. Существенно улучшились гусеницы. Но машины оставались еще полугусеничными. И только в 1907 г. Горнсби в Великобритании построил гусеничный трактор. Свои патенты Горнсби продал Холту. Б. Холт, объединившись с Д. Бестом, в 1925 г. создал фирму «Катерпиллар». 60-сильный трактор этой фирмы послужил прототипом первой модели трактора ЧТЗ. На этот завод сын Я. В. Мамина Владимир пришел работать инженером. Яков Васильевич после национализации собственного тракторного завода, ареста и гибели брата Ивана, директора этого небольшого завода, приехал к сыну в Челябинск. Тракторы ЧТЗ, основные участники больших и малых строек в СССР; целина, поднятая гусеничными тракторами, полностью подтвердили провидение Ф. А. Блинова при жизни Я. В. Мамина (1873—1955).

Самоход Ф. А. Блинова был «концепт-каром», демонстрационным образцом нового типа машин. Он не получил прямого продолжения, но для своего времени был прогрессивной машиной. Автор понимал, что делал. Уже давно все изобретения рождаются на плечах предшественников. Часто работа идет «пошагово», т. е. решаются проблемы одна за другой (осуществляются шаги), и на отдельных этапах появляется конечный (коммерческий) продукт. Ф. А. Блинов сделал важные и смелые шаги в рождении и становлении современных гусеничных машин. Можно сказать, что он несколько опередил время. Производство полностью гусеничных тракторов началось через полтора десятилетия после показа самохода на выставке.

В истории отечественного и мирового машиностроения творчество Ф. А. Блинова заслуживает достойного места. Об этом полезно знать потомкам. Временем постройки самохода Блинова часто называется 1888 г., то есть в 2008 г. ему исполняется 120 лет. В 1985 г., за 3 года до столетия, стали готовиться к юбилею: знакомиться с опубликованными материалами по данному вопросу, их авторами; обратились в Научный тракторный институт (НАТИ), Институт истории естествознания и техники АН СССР. Авторы публикаций: Л. Д. Давыдов (написал книгу «Родина трактора», изданную в 1950 г.); А. А. Деревянченко (в 1990 г. вышла его книга в соавторстве с А. Г. Чулковым «Волжский самородок» о Ф. А. Блинове); д. т. н. И. Б. Барский (статья «Трактор» в БСЭ) — рассказали о первоисточниках, какими они располагали. Еще были консультации с В. М. Стародубцевым, много лет занимающимся историей трактора; В. М. Русановым, работавшим с учеником Ф. А. Блинова -пионером отечественного тракторостроения Я. В. Маминым. Выяснили, что нет свидетельств, подтверждающих постройку самохода в 1888 г. Из воспоминаний Якова Васильевича Мамина, участника строительства, опубликованных в 1935 году, получается, что работы завершились в 1890—1892 гг. В 1888 г. самоход еще не был построен.

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация