Как выбрать мини-погрузчик с бортовым поворотом

Говоря о мини-погрузчиках, мы в первую очередь подразумеваем универсальную компактную машину на пневмоколёсном ходу, с бортовым поворотом. И хотя это самый распространённый вид компактных погрузо-разгрузочных машин, особенно в городах, по классификации к мини-погрузчикам относятся и некоторые компактные фронтальные погрузчики с шарнирно-сочленённой рамой.

Типы мини-погрузчиков

Как уже отмечалось, согласно классификации техники к мини-погрузчикам относятся две группы машин – погрузчики с бортовым поворотом и компактные фронтальные погрузчики. К мини-погрузчикам относятся и складские вилочные машины с бортовым поворотом. Они имеют узкую специализацию, хотя и на них могут быть установлено дополнительное рабочее оборудования, например, для очистки территории от снега. Но это скорее исключение, ведь основной их задачей является подъёмно-транспортное обеспечение складских комплексов и в силу своей специфичной конструкции, они стоят несколько особняком.

Компактные фронтальные погрузчики, по сути, это обычный строительный погрузчик на пневмоколёсном ходу, только меньших размеров. И хотя среди них есть экземпляры, очень похожие на машины с бортовым поворотом, все они имеют сочленённую раму и стандартное рулевое управление, по большей части на передние колёса. Именно поэтому, их функциональные возможности и критерии выбора машин этого типа те же, что и «старших собратьев». По сравнения с погрузчиками с бортовым поворотом, компактные машинки имеют более высокую транспортную скорость, лучшую способность работать на слабых грунтах, больший дорожный просвет. Кроме того, у них более простая система гидравлики.

В свою очередь, погрузчики с бортовым поворотом имеют ряд преимуществ над фронтальными «одноклассниками». Во-первых, это возможность развернуться на месте, что не под силу обычным погрузчикам. Во-вторых, благодаря жёсткой раме, машинки с бортовым поворотом всегда имеют максимальную грузоподъёмность. И в-третьих, более сложная и производительная гидравлическая система позволяет более эффективно использовать большее количество сменного оборудования.

Если вы рассматриваете приобретение небольшого погрузчика исключительно для погрузо-разгрузочных работ и перемещения грунтов из «точки А» в «точку Б», но при этом нужны компактные габариты, стоит задуматься над приобретением фронтального погрузчика малых размеров. На что обратить внимание при выборе таких машин, расскажет статья «Выбираем компактный погрузчик». В этой же статье мы рассмотрим только первый тип машин – мини-погрузчик с бортовым поворотом.

Погрузчик с бортовым поворотом представляет собой универсальную компактную рамную технику на пневмоколёсном или гусеничном ходу, конструкцией которой предусмотрено раздельное управление приводом правого и левого борта. Такая машина имеет радиус разворота равный своим габаритам, т.е. может разворачиваться буквально на месте.

Ещё одной отличительной особенностью погрузчика с бортовым поворотом является место крепления стрелы – её соединение с рамой располагается в задней части машины, позади кабины, а не спереди, как у фронтальных погрузчиков. Конструкция стрелы предусмотрена таким образом, чтобы подъём происходил вертикально, а не по дуге и ковш находился всё время перед кабиной. Благодаря этому, оператор получает отличный обзор вперёд, что позволяет чётко контролировать рабочий процесс и максимально близко подъехать, например, к борту грузовика для разгрузки ковша.

Наиболее распространённым является П-образный тип стрелы, из-за чего дверь для входа в кабину располагается не сбоку, как обычно, а спереди. Последнее время некоторые производители нашли решение и стали выпускать мини-погрузчики с Г-образной стрелой и боковым входом в кабину.

Грузоподъёмность мини-погрузчиков варьируется в зависимости от моделей в пределах от 600 до 1800 кг, а эксплуатационная масса таких машин обычно не превышает 5 тонн.

Первым мини-погрузчиком считается трёхколёсная машина американцев из Миннесоты братьев Кирилла и Луиса Келлер, изобретённая в 1957 году. Благодаря поворотному заднему колесу, машина могла развернуться практически на месте. Её потенциал увидели в Melroe Manufacturing Company и выкупили права на производство, пригласив братьев вести дальнейшие усовершенствования машины. Спустя три года в компании смогли выпустить машину на четырёх колёсах с теми же характеристиками. В России мини-погрузчики появились ещё в советское время и с тех пор, прочно обосновались в коммунальных и дорожных хозяйствах.

На что обратить внимание при выборе мини-погрузчика

Планируя приобретение мини-погрузчика, стоит в первую очередь определиться с кругом его «обязанностей» и условия эксплуатации. Ведь погрузчик с бортовым поворотом, это в первую очередь «универсальный работник», способный выполнять широкий спектр работ от погрузки-разгрузки материалов до подачи бетона и бурения.

Для эксплуатации на рыхлых и слабонесущих грунтах больше подойдёт машина на гусеничном ходу. Хотя главным минусом таких погрузчиков является маленькая скорость передвижения. Для придания большей универсальности и улучшения проходимости, мини-погрузчики с бортовым поворотом на пневмоколёсном ходу можно «обуть» в специальные гусеницы. Они устанавливаются непосредственно на колёса, снижая тем самым удельное давление на грунт и повышая проходимость машины.

Отличительной особенностью мини-погрузчиков с бортовым поворотом является способность разворачиваться на месте. Но это ведёт к быстрому износу покрышек. Поэтому, стоит уделить особое внимание качеству резины и рисунку протектора – при работе на различных покрытиях тут предъявляются различные требования. Если работы ведутся на твёрдых поверхностях, таких как асфальт, бетон – важна износостойкость резины, в то время как при работе на щебне или снегу необходима проходимость и важен диаметр колёс.

Выбирая мини-погрузчик по грузоподъёмности, стоит обратить внимание, что номинальное её значение для колёсных машин составляет примерно 30% от опрокидывающей нагрузки. Важно учитывать и короткую базу данных машин, особенно при работе со сменным оборудованием. Ведь работая вилами для транспортировки паллет, центр тяжести смещён вперёд, относительно стандартного ковша и, следовательно, грузоподъёмность погрузчика с таким оборудованием будет ниже.

При выборе мини-погрузчика с бортовым поворотом, да и любой другой техники, стоит учесть, что работа машины при максимальной нагрузке приводит к быстрому износу. Поэтому, «закладывайте запас» не только по грузоподъёмности, но и по другим характеристикам. Особенно это касается производительности гидравлической системы. Маломощный гидронасос не сможет в полной мере обеспечить эффективную работу некоторого сменного оборудования, из-за чего пострадает качество выполняемых работ.

Немаловажным фактором при выборе мини-погрузчика является удобство и безопасность оператора. Ведь он находится в непосредственной близости от стрелы и груза, расположенного в ковше. Особенно это касается защиты органов управления от случайного нажатия при входе и выходе из машины. Ведь кабина мини-погрузчика значительно меньше рабочего места оператора фронтального «собрата».

Ну и конечно, не маловажную роль играет стоимость техники. Приобретая мини-погрузчик с бортовым поворотом, стоит ориентироваться не только на цену самой машины. Любая техника обладает таким показателем как полная стоимость владения, куда включаются расходы на топливо, стоимость расходных материалов и обслуживание. Удобство и доступность точек технического обслуживания машин также относится к понятию общей стоимости владения коммерческой техникой, ведь во время простоя владелец недополучает доход.

Цена навесного оборудования и «опций» также важны. Если мини-погрузчик приобретается для работы с одним-двумя видами сменного оборудования и частой его замены не планируется, наверное, переплачивать за систему быстрой смены оборудования не стоит. В тоже время, для проведения работ по планировке площадки и очистки территории от снега или при перемещении груза на паллетах очень пригодится система самовыравнивания.

В стандартную комплектацию мини-погрузчика обычно входит основной ковш, который используется для погрузки и перемещения сыпучих материалов, сгребания снега и мусора, а также для планировки участков. В зависимости от планируемых задач, за дополнительную плату приобретается различное сменное оборудование. Самым популярным сменным оборудованием для мини-погрузчиков в России являются: траншеекопатель, грузовая стрела, подметальное оборудование для уборки территорий, вилы для перемещения паллет, буровое оборудование, роторный снегоочиститель. Это далеко не полный перечень используемого навесного сменного оборудования. Производители готовы предоставить десятки различных видов механизмов, превращая мини-погрузчик в «универсального работягу», некоего «мастера на все руки».

Кстати, стоит отметить, что посадочные размеры и крепления сменного навесного оборудования разных производителей отличаются друг от друга. Хотя есть и взаимозаменяемые. Это также может послужить важным фактором при выборе мини-погрузчика с бортовым поворотом.

Ну и ещё один маленький, но важный момент. Приобретение мини-погрузчика с бортовым поворотом для коммунальных нужд подразумевает использование машины на дорогах общего пользования. Так вот, согласно требованиям Российского законодательства, такая техника должна быть в обязательном порядке оборудована проблесковым маячком жёлтого цвета и повторителями поворотов, попросту говоря - поворотниками. У многих иностранных моделей эти световые приборы в стандартной комплектации отсутствуют. Уточняйте возможность их установки до покупки, чтобы не попасть в затруднительное положение потом.

Какую марку выбрать

В России мини-погрузчики появились ещё в советские времена и, по началу, были представлены лишь одной единственной маркой – Bobcat. Сейчас данный вид техники предлагают практически все ведущие компании Terex, Caterpillar, John Deere, JCB, Case, Mustang, Gehl, LiuGong, New Holland, Volvo и многие другие. Производят мини-погрузчики и на постсоветском пространстве – белорусский Амкодор и два российских оборонных предприятия: УралВагонЗавод и Курганский машиностроительный завод, входящий в группу ЧЕТРА. С них и начнём.

Многоцелевые коммунально-строительные машины, именно так расшифровывается аббревиатура МКСМ, была разработана и запущена в производство в начале 90-х годов. Произошло это в 1991 году на Курганском машиностроительном заводе, когда в рамках конверсии – перехода предприятий, выпускавших военно-техническую продукцию на производство товаров гражданского назначения – возникла идея создания отечественного мини-погрузчика с бортовым поворотом. С тех пор, во многих регионах именно МКСМ-800 ассоциируется с данным понятием. И хотя конструкторским бюро завода разрабатывались модификации машины различной грузоподъёмности, самыми востребованными и популярными остаются МКСМ-800 и МКСМ-1000, грузоподъёмностью 800 и 1000 кг соответственно.

На сегодняшний день мини-погрузчики МКСМ выпускаются на двух заводах группы ЧЕТРА – на Курганском машзаводе производятся модификации МКСМ с отечественной гидравликой и модифицированная версия серии «А» на Саранском заводе САРЭКС.

По сути, все модели мини-погрузчики МКСМ выпускаются в двух модификациях – более современная серия А и бюджетная. Основным отличием является установка на моделях серии А американской гидравлики Eaton и электрогидравлического управления. Хотя управление джойстиком через контроллер может быть установлено и на бюджетные машины. Ещё одним отличием является двигатель. На обеих версиях мини-погрузчиков МКСМ устанавливаются иностранные силовые агрегаты, только для модернизированной версии это будет дизель жидкостного охлаждения Cummins или Kubota, тогда как для стандартной – Hatz или всё тот же Cummins.

Обе модификации мини-погрузчиков МКСМ имеют простую и надёжную конструкцию. Объёмный гидропривод и бортовые бесступенчатые цепные редуктора обеспечивают эти машины отличной управляемостью и манёвренностью. Минимальный радиус разворота погрузчиков МКСМ со стандартным ковшом составляет менее 2,5 метров. Максимальная высота выгрузки – 2410 мм.

Что касается спектра навесного оборудования, то тут мини-погрузчики ЧЕТРА МКСМ могут похвастаться широкой линейкой для различных работ, включая бетоносмеситель, буровое и траншейное, а также вакуумно-подметальное оборудование.

Линейку мини-погрузчиков меньшей грузоподъёмности – 500 и 600 кг «закрывает» другой отечественный производитель – нижнетагильский УралВагонЗавод. На сегодня предприятие выпускает машины ПУМ 500У и ПмК-6.02. Причём вторая, призвана заменить первую в производственной линейке предприятия.

Мини-погрузчик ПУМ-500У является вторым поколением машин этой серии, появившимся в 2005 году. Обновление было обусловлено установкой нового, более экономичного дизельного двигателя Hatz 2M41 взамен отечественного Д120-10.

В свою очередь новый погрузчик малогабаритный колёсный ПМК-6.02 стал более современным, получил новый двигатель Deutz и новый гидрораспределитель. Рабочее место оператора оснащено подвеской и рычагом безопасности, который блокирует органы управления в поднятом положении. Минимальный радиус разворота мини-погрузчика ПМК-6.02 со стандартным ковшом составляет два метра. Максимальная высота разгрузки – 2150 мм.

Стоит отметить, что сменное навесное оборудование мини-погрузчиков ПУМ 500 и ПМК-6.02 унифицировано, что облегчает переход от оной модели к другой, сохраняя преемственность.

Универсальные погрузчики с бортовым поворотом белорусского предприятия Амкодор представлены одной моделью 211 в нескольких исполнениях. Машины комплектуются на выбор дизельным двигателем Д-243 Минского моторного завода или немецким дизелем Deutz экологического класса Stage IIIA. Гидравлическая система укомплектована итальянскими гидромоторами и гидронасосами, а также трёхсекционными гидрораспределителями HydroControl, что позволяет использовать в работы высокопроизводительное сменное оборудование.

Мини-погрузчики Амкодор 211 оснащены гидравлическим устройством для быстрой смены рабочего оборудования, что позволяет быстро заменить их не выходя из кабины. Хотя при установке некоторых рабочих органов необходимо дополнительно подсоединить несколько быстроразъемных муфт для соединения гидравлических трубопроводов.

Грузоподъёмность мини-погрузчика Амкодор 211 составляет 1200 кг. Радиус разворота при установленном стандартном ковше – 2700 мм, максимальная высота разгрузки – почти 2,5 метра.

Что касается иностранных мини-погрузчиков, представленный на Российском рынке, то провести обзор всех производителей в рамках одной статьи практически невозможно. Поэтому рассмотрим лишь несколько представителей и начнём, конечно, с компании давшей начало этому типу техники – Bobcat.

Американский производитель Bobcat предлагает одну из самых широких линеек мини-погрузчиков на пневмоколёсном и гусеничном ходу. Самым маленьким среди колёсных моделей является Bobcat S70 грузоподъёмностью всего 343 кг и эксплуатационной массой 1268 кг. Топовая же модель мини-погрузчиков Bobcat имеет предельные для данного класса техники параметры веса и грузоподъёмности – 4540 и 1850 кг соответственно. Больший вес, но не грузоподъёмность, имеет только самая большая модель мини-погрузчиков с бортовым поворотом на гусеничном ходу T870, её эксплуатационный вес составляет более 5,75 тонн, при грузоподъёмности 1584 кг.

Ну а если не кидаться в крайности, то можно подобрать себе мини-погрузчик Bobcat, который способен заменить целый парк специальных машин. На российском рынке наибольшей популярностью пользуются модели S770 и S650, первая из которых обеспечивает отличную производительность при работе сменной дорожной фрезой для проведения ямочного ремонта дорог.

Кроме того, среди колёсных моделей мини-погрузчиков Bobcat есть гибридная модель A770. Эта машина, созданная на базе S770, уникальна тем, что имеет два режима работы трансмиссии – бортовой и радиальный поворот. Включив режим радиального поворота, происходит шарнирный поворот колёс, а не разворот за счёт разнонаправленного вращения. Это важно для автоматизации работ с ландшафтом, на газоне или в небольшом парке, где обычный мини-погрузчик с бортовым поворотом не совсем удобен, поскольку разрушает верхний слой почвы. Гибридная модель имеет практически те же характеристики, что и её «стандартный собрат», лишь немного уступая в грузоподъёмности – 1550 кг, против 1570 у модели S770.

Одним из популярных во всём мире японских брендов коммунальной техники является Takeuchi. Эта компания специализируется на производстве мини-техники на гусеничном ходу, в том числе мини-погрузчиков. Отличительной чертой японского производителя является ориентированность на сохранение окружающей среды и экономичность поставляемой техники.

Линейка мини-погрузчиков с бортовым поворотом Takeuchi представляет три модели на гусеничном ходу собственного производства и несколько моделей изготавливаемых на сторонних и совместных предприятиях. На заводе в Японии производятся погрузчики базовых моделей TL-8, TL-10 и TL-12 оснащённые двигателями Kubota экологического класса TIER 4B.

На Российский рынок официально поставляются четыре модели:TL-120, TL-130, TL-140 и TL-150 с двигателями Yanmar и грузоподъёмностью от 565 до 1120 кг. Мини-погрузчики оснащены сдвоенным планетарным редуктором, что обеспечивает большее тяговое усилие, а резинометаллические гусеницы, обеспечивают лучшее сцепление на мягких грунтах и гасят вибрации при работе на твёрдых поверхностях.

Комфортные условия работы оператора достигаются за счёт эргономичного расположения органов управления и контрольных датчиков, а также благодаря подрессоренному креслу с несколькими регулировками. Противоскользящие пластины на верхней части ковша, поручни по бокам и сдвижная вверх дверь облегчат доступ оператора в кабину. Широкий выбор сменного рабочего инструмента обеспечивает мини-погрузчикам Takeuchi универсальность.

Андрей Соломин

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация